- Аполлинарий Лаодикийский
- учение Аполлинария направлено было против никейского символа. По учению никейского символа, во Христе сочетались две сущности совершенное Божество и совершенное человечество. Апол. Мл. усмотрел в этом учении логическое противоречие. Если, говорил он, каждая из них полна и совершенна во всех своих проявлениях и свойствах, то как они могут слиться в одну личность. Там, где есть человеческое, потенциально заложено греховное, а если мыслить греховное во Христе, то искупление станет неприемлемым. Учение о Богочеловеке это, по А., повторная мифологическая идея о кентаврах, минотаврах и т. д. Если считать сочетание это механическим и только механическим, то во Христе страдал и был распят человек, а смерть человека не попирает смерти. По учению Ап. Мл., человеческое во Христе было телом и животной душой, в которых обитал божественный Логос. В 362 году Александрийским собором это учение было осуждено, затем в 375 г., когда Ап. отделился от Церкви и начал составлять секту, последовало второе осуждение на Римском соборе, а в 381 г. в окончательной форме на 2-м вселенском соборе. На борьбу с лжеучением Аполлинария выступали лучшие представители православной церкви, как, напр., Афанасий Вел. Против же приверженцев Аполлинария изданы императорские декреты (388 - 428 гг.).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.